Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горенская основная общеобразовательная школа»
Утверждено на методическом совете школы
Руководитель:
_____________/Утимишева Г.Р./
«___» ____________ 2014 год
|
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
________/Кемайкина А.И./
|
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/Ромайкина С.Ф./
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Дорогою открытий и добра»
Составитель:
учитель начальных классов
Утимишева Г.Р.
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Данная программа основана на программе внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» 1-4 классы, разработанной Н.Н. Деменевой, Т.Я. Железновой, доцентами кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; С.К. Тивиковой, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО; Н.Ю. Яшиной, зав. лабораторией гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО.
Актуальность программы
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Цель программы:
- Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
- Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
- Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
- Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
- Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
- Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
- Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
- Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
- Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
- Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
- Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
- Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
- Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
- Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Программа художественного кружка «Дорогою открытий и добра»
рассчитана на учащихся начальной школы (7-11 лет). Занятия проводят во внеурочное время один раз в неделю.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Дорогою открытий и добра» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения курса «Дорогою добра» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1.
|
Введение
|
Перелистывая страницы предыдущего класса
|
1
|
1
|
2.
|
Школьный и внешкольный этикет.
|
Взаимопомощь - как её организовать.
|
1
|
7
|
3.
|
Береги школьное имущество.
|
1
|
4-5.
|
Правила поведения в школе. Игры на переменке.
|
2
|
6.
|
Правила поведения в гостях.
|
1
|
7-8.
|
В какие игры и как мы играем.
|
1
|
9.
|
Правила общения. Культура внешнего вида.
|
С кем бы ты хотел дружить?
|
1
|
5
|
10.
|
Каким тебя видят окружающие?
|
1
|
11.
|
Мой гардероб и уход за ним.
|
1
|
12.
|
Будничная и праздничная одежда.
|
1
|
13.
|
Точность: береги своё время и время других.
|
1
|
14.
|
О трудолюбии.
|
«Труд кормит, а лень портит».
|
1
|
5
|
15.
|
Любишь кататься, люби и саночки возить.
|
1
|
16.
|
Сделал дело, гуляй смело!
|
1
|
17.
|
Кем хочу быть, почему?
|
1
|
18.
|
Мы все такие разные!
|
1
|
19.
|
Счастье семьи.
|
Что такое справедливость?
|
1
|
5
|
20.
|
Кто кого обидел первым?
|
1
|
21.
|
Я, я, я… нет – МЫ!
|
1
|
22.
|
Уют и понимание в вашем доме.
|
1
|
23.
|
Все люди рождены для счастья.
|
1
|
24.
|
Как прекрасен этот мир.
|
Соблюдение чистоты и порядка.
|
1
|
5
|
25.
|
Необыкновенная пуговица и порванный фантик.
|
1
|
26.
|
О мальчике, который верил в чудеса.
|
1
|
27.
|
Хорошо там, где нас нет…
|
1
|
28.
|
Счастливая страна.
|
1
|
29.
|
Твоя речь: слово лечит, слово ранит.
|
Хлебец с маслом и пустой горшок с мёдом…
|
1
|
5
|
30.
|
Почему ты меня не прощаешь?
|
1
|
31.
|
Чем им отплатить?
|
1
|
32.
|
О хмуром человеке.
|
1
|
33.
|
Эхо человеческой жизни.
|
1
|
34.
|
Итоги
|
«Умейте счастьем дорожить».
|
1
|
1
|
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» предполагается через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Список литературы:
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997г.
- Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
- Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
- Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
- Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература», 2006г.
- Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1-4 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».
- Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.
- Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л.Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.
- По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.bestreferat.ru
- http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
- http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie
- http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php
|