Воскресенье, 19.05.2024, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Утимишева Галина Ринадовна

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

внеурочная деятельность "Дорогою открытий и добра"
[ Скачать с сервера (37.1 Kb) ] 08.11.2014, 16:08

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горенская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

Утверждено на методическом совете школы

Руководитель:

_____________/Утимишева Г.Р./

«___» ____________ 2014 год

 

«Согласовано»

Зам.директора по  УВР

 

________/Кемайкина А.И./

«Утверждаю»

Директор школы:

 

__________/Ромайкина С.Ф./

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 духовно-нравственного направления

«Дорогою открытий и добра»

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Утимишева Г.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год.

 

Пояснительная записка

 

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Данная  программа основана на программе внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» 1-4 классы, разработанной Н.Н. Деменевой, Т.Я. Железновой, доцентами кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; С.К. Тивиковой, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО; Н.Ю. Яшиной, зав. лабораторией гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО.

 

Актуальность программы

 

           Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. 

 

Цель программы:

  • Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи:

  • Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
  • Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
  • Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
    • Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
    • Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
    • Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
    • Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
    • Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
    • Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
    • Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
    • Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
    • Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

 

Программа художественного кружка «Дорогою открытий и добра»

 рассчитана на учащихся начальной школы (7-11 лет).  Занятия проводят во внеурочное время один раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

Планируемые  результаты

 

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Дорогою открытий и добра» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения курса «Дорогою добра»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

• получат возможность осознать своё место в мире; 

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 

 

Личностные универсальные учебные действия

 

У обучающегося будут сформированы:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Введение

Перелистывая страницы предыдущего класса

1

1

2.

Школьный  и внешкольный этикет.

 

Взаимопомощь - как её организовать.

1

 

 

7

3.

Береги школьное имущество.

1

4-5.

Правила поведения в школе. Игры на переменке.

2

6.

Правила поведения в гостях.

1

7-8.

В какие игры и как мы играем.

1

9.

Правила общения. Культура внешнего вида.

 

С кем бы ты хотел дружить?

1

 

 

5

10.

Каким тебя видят окружающие?

1

11.

Мой гардероб и уход за ним.

1

12.

Будничная и праздничная одежда.

1

13.

Точность: береги своё время и время других.

1

14.

О трудолюбии.

 

«Труд кормит, а лень портит».

1

 

 

5

15.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

1

16.

Сделал дело, гуляй смело!

1

17.

Кем хочу быть, почему?

1

18.

Мы все такие разные!

1

19.

Счастье семьи.

 

Что такое справедливость?

1

 

 

5

20.

Кто кого обидел первым?

1

21.

Я, я, я… нет – МЫ!

1

22.

Уют и понимание в вашем доме.

1

23.

Все люди рождены для счастья.

1

24.

Как прекрасен этот мир.

 

Соблюдение чистоты и порядка.

1

 

 

5

25.

Необыкновенная пуговица и порванный фантик.

1

26.

О мальчике, который верил в чудеса.

1

27.

Хорошо там, где нас нет…

1

28.

Счастливая страна.

1

29.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

 

Хлебец с маслом и пустой горшок с мёдом…

1

 

 

5

30.

Почему ты меня не прощаешь?

1

31.

Чем им отплатить?

1

32.

О хмуром человеке.

1

33.

Эхо человеческой жизни.

1

34.

Итоги

«Умейте счастьем дорожить».

1

1

 

 

 

 

Оценка  планируемых результатов освоения программы

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  по реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» предполагается через участие их в выставках,  конкурсах, массовых мероприятиях, создании портофолио.

         Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

           

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Азбука нравственного воспитания:   Пособие для учителя/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997г.
  2. Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.
  3. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  4. Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  5. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
  6. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
  8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  9. Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература», 2006г.
  10. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1-4 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».
  11. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.
  12. Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л.Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.
  13.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  14. Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.
  15. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  16. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.
  17. По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 

  1. http://www.portal-slovo.ru
  2. http://www.bestreferat.ru
  3. http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
  4. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie
  5. http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: галия
Просмотров: 3915 | Загрузок: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск